Управление образованием Асбестовского муниципального округа
Свердловской области
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Малыш» Асбестовского муниципального округа
Свердловской области
(МБ ДОУ «Детский сад «Малыш» АМО СО, Детский сад «Малыш»)
СОГЛАСОВАН
Педагогическим советом
протокол от 05.11.2025 №4
УТВЕРЖДЕН
приказом от 05.11.2025 № 91-о/д
«Об утверждении локальных
нормативных актов»
АЛГОРИТМ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ ВЕТЕРАНОВ (УЧАСТНИКОВ)
СПЕЦИАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ОПЕРАЦИИ, В ЦЕЛЯХ ОКАЗАНИЯ НЕОБХОДИМОЙ
ПОМОЩИ, В ТОМ ЧИСЛЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
I. Общие положения
1.1. Алгоритм сопровождения детей ветеранов (участников) специальной военной операции,
в целях оказания таким детям необходимой помощи, в том числе психологической (далее Алгоритм), разработан в целях оказания психолого-педагогической помощи воспитанникам
из числа семей ветеранов (участников) специальной военной операции (далее - СВО) в
Детском саду «Малыш».
1.2. Настоящий Алгоритм включает в себя рекомендации для администрации, педагогических
работников
(воспитателей
дошкольных
образовательных
организаций,
педагогов-психологов) и иных специалистов дошкольных образовательных организаций.
1.3. Настоящий Алгоритм включает в себя рекомендации по следующим направлениям:
- по проведению мониторинга психологического состояния детей ветеранов (участников)
СВО;
- по реализации основных направлений психолого-педагогического сопровождения детей
ветеранов (участников) СВО в период обучения по программе дошкольного образования;
- по организации и проведению мероприятий, направленных на формирование в
образовательной организации необходимого психологического климата для сохранения и
(или) восстановления психологического здоровья детей ветеранов (участников) СВО;
- по оказанию экстренной психологической помощи, психологической коррекции и
поддержки детям ветеранов (участников) СВО и членам их семей в очном и дистанционном
режиме;
- по организации сетевого и межведомственного взаимодействия для оказания необходимой
помощи и поддержки детей ветеранов (участников) СВО;
2
- по обеспечению информирования детей ветеранов (участников) СВО, членов их семей,
педагогических работников образовательной организации о возможности и ресурсах
получения психологической помощи, психолого-педагогической поддержки.
II. О проведении мониторинга психологического состояния
детей ветеранов (участников) СВО
2.1. В отношении воспитанников, чьи родители (законные представители) являются
ветеранами (участниками) СВО, в образовательной организации воспитатели
на
постоянной основе проводят мониторинг психологического состояния детей ветеранов
(участников) СВО.
2.2. При выявлении признаков неблагоприятных и деструктивных состояний у
воспитанников,
нуждающихся в повышенном психолого-педагогическом внимании (далее
- ПППВ), целесообразно организовать взаимодействие с педагогами-психологами
(психологами), а также родителем (законным представителем), не участвующим в СВО.
2.3. Для осуществления мониторинга и контроля динамики состояния, а также организации
эффективного психолого-педагогического сопровождения детей ветеранов (участников) СВО
рекомендуется учитывать основания для отнесения данной целевой группы воспитанников к
группе ПППВ (причины для отнесения обучающихся к группе ПППВ и источники сведений)
согласно таблице 1 настоящего Алгоритма.
2.4. Наряду с предложенным перечнем в качестве источников сведений могут выступать
психологические заключения (справки) (составленные педагогом-психологом), результаты
наблюдений
педагогических работников,
родителей (законных
представителей)
воспитанника, а также справки (заключения) профильных специалистов (при наличии).
2.5.
К
настоящему
Алгоритму
прилагается
форма
Примерного
протокола
стандартизированного (нестандартизированного) наблюдения за детьми ветеранов
(участников) СВО (далее - Примерный протокол), который может применяться при
осуществлении мониторинга состояния детей ветеранов (участников) СВО.
2.6. Примерный протокол рекомендуется к заполнению на обучающегося из семьи ветерана
(участника) СВО воспитателями совместно или на основе наблюдений родителей (законных
представителей) воспитанников, не участвующих в СВО (приложение 1).
2.7. Работа с воспитанниками, включёнными в группу ПППВ, осуществляется командой
педагогического коллектива образовательной организации, в которой педагог-психолог
(психолог) может выступать организатором взаимодействия; также при необходимости
рекомендуется привлекать других специалистов в рамках межотраслевого и
межведомственного взаимодействия по вопросу сопровождения семей ветеранов
(участников) СВО.
2.8. О результатах мониторинга психологического состояния детей ветеранов (участников)
СВО, включённых в группу ПППВ, педагогу-психологу рекомендуется еженедельно
докладывать своему непосредственному руководителю в образовательной организации.
3
Таблица 1
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВАНИЙ ДЛЯ ОТНЕСЕНИЯ ДЕТЕЙ ВЕТЕРАНОВ
(УЧАСТНИКОВ) СВО В ГРУППУ ПППВ
N Причины отнесения обучающихся в
Источники сведений
п/п
группу ПППВ
1
2
3
1. Сниженные адаптационные
Психологические заключения (справки),
способности (проблемы социальной
результаты наблюдений педагогических
адаптации)
работников, родителей (законных
представителей) воспитанника
2. Неудовлетворительное
Психологические заключения (справки),
психологическое состояние, в том
справки (заключения) профильных
числе, обусловленное пережитым
специалистов.
травмирующим событием, гибелью
В случае если это несовершеннолетний,
родственников или близких лиц, ИЛИ дополнительно: результаты наблюдений
кризисное состояние, возникшее в
педагогических работников, родителей
результате воздействия
(законных представителей) воспитанника
психотравмирующей ситуации,
перенесённых тяжёлых заболеваний,
физических травм, медицинского
вмешательства и др.
3. Склонность к аддиктивному поведению Психологические заключения (справки),
справки (заключения) профильных
специалистов, результаты наблюдений
педагогических работников, родителей
(законных представителей) воспитанника
4. Склонность к девиантному поведению Психологические заключения (справки),
информация от педагогических
работников
5. Склонность к суицидальному
Психологические заключения (справки),
поведению
справки (заключения) профильных
специалистов, информация от
педагогических работников, родителей
(законных представителей) воспитанника
6. Нарушения в развитии
Медицинское заключение (справка),
заключение ППк/ПМПК/ ЦПМПК
7. Сниженная самооценка
Информация от педагога-психолога
(психолога), информация от
педагогических работников
образовательной организации, родителей
(законных представителей) воспитанника
8.
Проявления депрессивного состояния
Информация от педагога-психолога
(психолога), информация от
педагогических работников
4
9.
Посттравматическое стрессовое
расстройство
образовательной организации, родителей
(законных представителей) воспитанника
Психологические заключения (справки),
справки (заключения) профильных
специалистов, информация от
педагогических работников, родителей
(законных представителей) воспитанника
Выявленные трудности и психологические проявления переживаний детей ветеранов
(участников) СВО свидетельствуют о необходимости своевременной адресной,
индивидуально ориентированной психологической помощи, организации превентивных
действий в формате адресных психолого-педагогических программ и технологий
(профилактические, просветительские, развивающие, коррекционно-развивающие).
III. Основные направления психолого-педагогического сопровождения обучающихся детей ветеранов (участников) СВО их родителей
Детям ветеранов (участников) СВО в образовательных организациях, в которых обучаются
лица указанной категории, обеспечены их психолого-педагогическое сопровождение в
образовательном процессе, индивидуальное консультирование и педагогическая поддержка.
В своей профессиональной деятельности педагоги-психологи руководствуются положениями
профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)",
утверждённого приказом Минтруда России от 24 июля 2015 г. N 514н.
Деятельность педагога-психолога (психолога) по психологическому сопровождению детей
ветеранов (участников) СВО осуществляется по следующим направлениям:
- комплексная психологическая диагностика воспитанников (наблюдение, мониторинг
актуального психического состояния, углублённая психодиагностика) (при необходимости);
- коррекционно-развивающая работа с
восстановлению и реабилитации;
воспитанниками,
в
том
числе работа по
- психологическое консультирование участников образовательных отношений;
- психологическое просвещение (повышение психологической компетентности родителей
[законных представителей] воспитанников, других участников образовательных отношений и
педагогического состава в вопросах обучения и воспитания детей, переживших
травматическое событие);
- психопрофилактика (профессиональная деятельность, направленная на сохранение и
укрепление психологического здоровья воспитанников в процессе обучения и воспитания в
образовательных организациях, в том числе в части формирования в образовательных
организациях необходимого психологического климата для сохранения и [или]
восстановления психологического здоровья);
- психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды
(консультирование педагогов образовательных организаций при выборе образовательных и
воспитательных технологий с учётом индивидуально-психологических особенностей и
образовательных потребностей воспитанников, психологическая экспертиза программы
5
развития образовательной организации с целью определения степени безопасности и
комфортности образовательной среды);
- психолого-педагогическое и методическое сопровождение процесса освоения основных и
дополнительных образовательных программ воспитанниками целевой группы (разработка
психологических рекомендаций по формированию и реализации индивидуальных
образовательных маршрутов (ИОМ).
Работу педагогов-психологов (психологов) по психологическому сопровождению детей
ветеранов (участников) СВО рекомендуется выстраивать в зависимости от статуса
пребывания воспитанников в образовательной организации (см. рис. 1).
Воспитанники, вновь зачисленные в
образовательную организацию
Воспитанники образовательной
организации
Собеседование (на момент
поступления) - оценка эмоциональной
уравновешенности и устойчивости
Психологическое консультирование оказание психологической поддержки в
ситуации расставания с родителем
(законным представителем), участвующим
в СВО
Наблюдение, диагностика - мониторинг
актуального психического состояния в
период адаптации, в том числе
выявление признаков деструктивного
переживания горя (утраты) (первые две
недели)
Наблюдение, психологическая
диагностика в соответствии с планом
мониторинга - отслеживание актуального
психического состояния, особенностей
взаимодействия со сверстниками и
взрослыми (в течение
триместра/четверти/полугодия)
Психологическое консультирование оказание психологической помощи
обучающийся, пережившим
травматическое событие
Оказание психологической помощи по
запросу, в ситуации потери
Рис. 1. Схема выстраивания работы педагогов-психологов (психологов) по психологическому
сопровождению детей ветеранов (участников) СВО в зависимости от статуса пребывания в
воспитанники в образовательной организации
Каждое направление деятельности педагога-психолога (психолога) включается в единый
процесс сопровождения, обретая свою специфику, конкретное содержательное наполнение в
форме программ адресной помощи (далее - психолого-педагогические программы) с учётом
выявленных психолого-педагогических проблем, рисков и трудностей воспитанников
целевой группы.
При необходимости педагогом-психологом (психологом) осуществляются коррекция
психолого-педагогических рисков, трудностей в проявлении состояний, поведении,
адаптации и содействие социально-психологической реабилитации детей участников СВО.
6
Содержание коррекционно-развивающей работы с воспитанниками целевой группы, в том
числе работа по восстановлению и реабилитации, предполагает:
- разработку и реализацию планов проведения коррекционно-развивающих занятий,
направленных на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, познавательных
процессов, снятие тревожности, решение проблем в сфере общения, преодоление проблем в
поведении;
- организацию и совместное осуществление педагогами,
учителями-логопедами,
педагогами-психологами психолого-педагогической коррекции выявленных в психическом
развитии детей ветеранов (участников) СВО недостатков, нарушений социализации и
адаптации;
- формирование и реализацию планов по созданию образовательной среды для
воспитанников с особыми образовательными потребностями;
- проектирование в сотрудничестве с педагогами индивидуальных образовательных
маршрутов (ИОМ) для воспитанников.
Вместе с тем, обращается внимание на необходимость наличия согласия родителей (законных
представителей) воспитанников на проведение психодиагностической, коррекционной и
развивающей работы (всего комплекса работ, включенных в психолого-педагогическое
сопровождение). В случаях, когда таковое согласие не было получено ранее, предлагается
провести работу с родителями (законными представителями) воспитанников для получения
такого согласия. Кроме того, важным фактором эффективности всей работы является тесное
взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников целевой группы.
В то же время, самим родителям (законным представителям) воспитанников предоставляется
возможность
получения
консультации
специалистов
психолого-педагогического
сопровождения (педагогов, специалистов, педагога-психолога) родителей в очной форме, а
также посредством телефонной связи или видеосвязи.
IV. Организация и проведение мероприятий, направленных на формирование в
образовательной организации необходимого психологического климата для сохранения
и (или) восстановления психологического здоровья детей ветеранов (участников) СВО
В план мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению воспитанников в
условиях современных вызовов, психологической поддержки воспитанников и их родителей
(законных представителей), оказанию психологической помощи воспитанников,
прибывающих с новых территорий субъектов Российской Федерации, рекомендуется
включить мероприятия по психолого-педагогическому сопровождению детей ветеранов
(участников) СВО.
Рекомендуется проводимые мероприятия направить в том числе на формирование
благоприятного психологического климата, необходимого для сохранения и (или)
восстановления психологического здоровья детей ветеранов (участников) СВО.
Психологический климат предполагает создание условий, при которых все участники
образовательных отношений чувствуют поддержку со стороны друг друга.
Для того чтобы создать благоприятный психологический климат в образовательной
организации, воспитателю совместно с педагогом-психологом (психологом) важно проводить
мероприятия, направленные на формирование позитивного отношения воспитанников к
7
посещению детского сада и на обучение навыкам саморегуляции, совладания в трудных и
проблемных ситуациях, а также на создание системы психологической поддержки.
V. Оказание экстренной психологической помощи, психологической коррекции и
поддержки детям ветеранов (участников) СВО и членам их семей в очном и
дистанционном режимах
1. Педагогу-психологу рекомендуется довести до педагогических работников рекомендации
об особенностях взаимодействия с детьми ветеранов (участников) СВО при пережитой ими
острой фазе утраты на разных возрастных этапах (приложение 2).
2. Педагогическим работникам рекомендуется применять данные педагогом-психологом
(психологом) рекомендации в воспитательном процессе.
3. При возникновении кризисной ситуации у воспитанника целевой группы предлагается
руководствоваться алгоритмами, приведёнными в рекомендациях педагогу в ситуации
кризисного состояния воспитанника (приложение 3).
4. Педагогу-психологу (психологу) рекомендуется разработать и (или) применять
специальные программы кризисного сопровождения детей ветеранов (участников) СВО,
погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы (службы) и
осуществлять коррекционную работу по переживанию горя с воспитанниками,
находящимися в состоянии утраты родителя - участника СВО, в очном и дистанционном
режимах.
VI. Организация сетевого и межведомственного взаимодействия для оказания
необходимой помощи и поддержки детей ветеранов (участников) СВО
Оказание адресной психологической помощи детям ветеранов (участников) СВО,
обучающихся в образовательных организациях, при отсутствии педагога-психолога в
образовательной организации или в случаях, когда необходима специализированная
психологическая помощь, возможно с привлечением специалистов сторонних организаций .
Положения статьи 42 Федерального закона об образовании устанавливают основы
организации психологического сопровождения в сфере образования:
- психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь детям, в том числе
испытывающим трудности в освоении образовательной программы, развитии и социальной
адаптации, оказывается в образовательных организациях педагогами-психологами , а также в
центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи
- психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь включает в себя
психолого-педагогическое консультирование воспитанников, их родителей (законных
представителей)
и
педагогических
работников,
коррекционно-развивающие
и
компенсирующие занятия с обучающимися, комплекс реабилитационных и других
медицинских мероприятий.
Так как дети ветеранов (участников) СВО отнесены к категории воспитанников «группы
риска», им требуется комплексная помощь в социально-психологической адаптации.
При подозрении на психические расстройства, связанные с воздействием травматического
события
(посттравматическое
стрессовое
расстройство,
депрессия),
требуется
8
незамедлительная организация консультаций воспитанника и его родителей (законных
представителей) у профильных специалистов организаций системы здравоохранения.
В случае выраженных признаков развивающегося депрессивного состояния педагог-психолог
рекомендует родителю (законному представителю) воспитанника обратиться за
консультацией к врачу-психиатру или психотерапевту.
Для образовательной организации, в которой обучаются дети целевой группы, пережившие
психотравмирующее событие, рекомендуется применить трехуровневую модель адаптации,
структурными компонентами которой являются образовательная, социально-психологическая
и культурная адаптация.
В случае необходимости принятия дополнительных социальных мер поддержки
рекомендуется направить родителей воспитанника для обращения в органы социальной
защиты субъекта Российской Федерации.
VII. Об информировании детей ветеранов (участников) СВО, членов их семей,
педагогических работников образовательной организации о возможности и ресурсах
получения психологической помощи, психолого-педагогической поддержки
Предоставление экстренной анонимной кризисной помощи осуществляется по телефону
8 (800) 600-31-14 в круглосуточном режиме.
Консультацию по вопросам, связанным с разногласиями и спорами в образовательных
организациях, на основе использования медиативного и восстановительного подходов можно
получить в рабочие дни с 9.00 до 18.00 (мск) по телефону 8 (800) 222-34-17.
Горячая линия также включает возможность получения онлайн-консультации через форму
обращения на специализированной странице официального сайта ФГБУ "Центр защиты прав
и интересов детей" https://fcprc.ru.
При организации дополнительных мер поддержки обучающихся и их родителей (законных
представителей) семей ветеранов (участников) СВО можно воспользоваться ресурсами
государственного фонда поддержки участников специальной военной операции "Защитники
Отечества", созданного Указом Президента Российской Федерации от 3 апреля 2023 г. N 232
(далее - Фонд). Маршрутизация сопровождения участников СВО и членов их семей,
контакты Фонда и филиалов Фонда размещены на сайте Фонда в сети Интернет и на
официальных страницах Фонда в социальных сетях, куда можно обратиться по вопросам в
рамках компетенции Фонда, установленной законодательством Российской Федерации.
В помощь педагогам-психологам и другим педагогическим работникам, а также
воспитанникам и их родителям (законным представителям) из числа семей ветеранов
(участников) СВО предоставляются дополнительные онлайн-ресурсы для обращения за
психологической помощью (см. таблицу 2).
9
Таблица 2
Дополнительные ресурсы для обращения за психологической помощью
Сервисы по оказанию
психологической помощи,
номер телефона
1
Горячая линия кризисной
психологической помощи,
8 (800) 600-31-14
Время работы
2
Круглосуточно
Общероссийская горячая линия Круглосуточно
детского телефона доверия,
8(800) 2000-122
Круглосуточная экстренная
Круглосуточно
психологическая помощь МЧС
России,
8 (495) 989-50-50
Анонимный телефон доверия
ФГБУ "НМИЦ ПН им. В.П.
Сербского" Минздрава России,
8 (495) 637-70-70
Горячая линия по вопросам
домашнего насилия,
8 (495) 637-22-20
Горячая линия по оказанию
психологической помощи
студенческой молодежи,
8 (800) 222-55-71
Горячая линия Российского
Красного Креста,
8 (800) 700 44 50
Горячая линия помощи
родителям проекта
бытьродителем.рф,
8(800) 444-22-32 (доб. 714)
Чат-бот по оказанию
психологической помощи.
Ссылка для входа:
https://vk.com/psy_myvmeste
Круглосуточно
Целевая аудитория
3
Экстренная психологическая помощь
детям, подросткам и их родителям
(законным представителям), а также
взрослым в кризисном состоянии
Психологическая помощь
несовершеннолетним, а также их
родителям (законным
представителям) по вопросам
обучения, воспитания и
взаимоотношения
Экстренная психологическая помощь
детям, подросткам, их родителям
(законным представителям), а также
взрослым в кризисном состоянии, в
том числе в случае возникновения
чрезвычайных ситуаций
Психиатрическая помощь
Круглосуточно
Психологическая, социальная,
юридическая помощь
Круглосуточно
Психологическая помощь
студенческой молодежи
Круглосуточно
Психологическая помощь семьям
мобилизованных и военнослужащих
С 9.00 до 21.00 Психологическая помощь родителям
(по мск) в будни по вопросам обучения, воспитания и
взаимоотношения с детьми
С 09:00 до 00:00 Сервис по оказанию бесплатной
(по мск)
психологической поддержки
населению