Управление образованием Асбестовского городского округа
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Малыш» Асбестовского городского округа
( «Детский сад «Малыш»)
СОГЛАСОВАНО
Советом Детского сада «Малыш»
(протокол от 09.01.2024 г. № 1)
УТВЕРЖДЕНО
приказом от 09.01.2024 г. № 4/3- о/д
«Об утверждении локальных нормативных
актов»
ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С
ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ И ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (детьми с ОВЗ)
I. Общие положения
1.1. Настоящее положение (далее – Положение) разработано в целях реализации
гарантированного права воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (далее – с
ОВЗ), детей-инвалидов на получение качественных образовательных услуг, создания
безбарьерной образовательной среды для данной категории, коррекции нарушений развития,
успешной социальной данной категории, коррекции нарушений развития, успешной
социальной адаптации в Детском саду «Малыш» (далее – МБДОУ).
1.2. Настоящее Положение разработано на основании:
Федеральных Законов от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации»;
Федеральных Законов от 29.12.2012 № 273-ФЗ «О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации»;
Федеральных Законов от 03.05.2012 № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах
инвалидов»;
Указа Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 «О национальной
стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»;
Постановление
Главного
государственного
санитарного
врача
Российской
Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 "Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»" Срок действия: с 1 января 2021 г. до
1 января 2027 г.;
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.12.2022) "Об образовании в
Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г.
№ 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования (с изменениями и дополнениями);
1.3. Каждый имеет право на образование.
Конституцией
Российской
Федерации
гарантируются
общедоступность
и
бесплатность дошкольного образования.
Правительство обеспечивает функционирование системы социальной защиты
инвалидов, дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества
их жизни. Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями здоровья может
быть организовано как совместно с другими детьми, так и в отдельных группах или в
отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
В Стандарте учитываются: индивидуальные потребности ребенка, связанные с его
жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им
образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с
ограниченными возможностями здоровья.
1.4. Положение регулирует деятельность МБДОУ по организации инклюзивного
образования детей с ОВЗ (в том числе с инвалидностью) в функционирующей группе
общеразвивающей направленности.
1.4. В Положении используются следующие понятия:
- Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех
дошкольников с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и
индивидуальных возможностей.
- Ребенок с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) – физическое лицо,
имеющее особенности в физическом и (или) психическом развитии, подтверждённые
психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без
создания специальных условий: инклюзивное образование.
- Ребенок-инвалид – физическое лицо, которое имеет нарушение здоровья, со стойким
расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или
дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его
социальной защиты. Признание лица инвалидом осуществляется федеральным
государственным учреждением медико-социальной экспертизы (МСЭ) по Правилам,
утвержденным постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95.
Адаптированная образовательная программа (далее –АОП) – это образовательная
программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья
(лица с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, с нарушениями речи,
интеллекта, расстройствами аутического спектра), детей-инвалидов с учетом особенностей их
психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости
обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
- Доступная образовательная среда (безбарьерная) – среда, дооборудованная с учетом
потребностей детей с ОВЗ, детей-инвалидов и позволяющая вести образ жизни
самостоятельно, в том числе беспрепятственно получать качественное образование.
1.5. Инклюзивное образование детей с ОВЗ (в том числе с инвалидностью) дошкольного
возраста осуществляется:
- путем организации совместного образовательного процесса детей с ОВЗ и детей, не
имеющих таких ограничений, в одной группе образовательного учреждения, реализующей
образовательную программу дошкольного образования (образовательная инклюзия);
- через предоставление услуг дошкольного образования (консультации учителялогопеда, педагога-психолога, инструктора по физической культуре).
1.6. Инклюзивное образование в МБДОУ реализовывается через следующую модель:
- полная инклюзия – воспитанники с ОВЗ и (или) инвалиды посещают образовательное
учреждение наряду со сверстниками, не имеющими нарушений развития, и обучаются по
АОП, в соответствие с учебным планом, а также могут посещать кружки, праздники,
развлечения и другие мероприятия детского сада.
- частичная инклюзия – дети с ОВЗ и (или) частично включаются в общеразвивающую
группу детского сада. Постепенно ребенок с частичной инклюзии переходит на полную
инклюзию.
1.7. В разработке модели организации инклюзивного образования участвуют
администрация МБДОУ, методическая служба МБДОУ, психолого-медико-педагогический
консилиум ДОУ.
1.7.1. Администрация МБДОУ:
- проводит сбор и анализ информации по вопросам организации инклюзивного
образования;
- принимает решение об организации инклюзивного образования в группах общей
развивающей направленности;
- анализирует и проводит мониторинг результатов внедрения инклюзивного
образования;
- осуществляет контроль за освоением образовательных программ воспитанников с ОВЗ.
1.7.2. Методическая служба МБДОУ:
- организует работу воспитателей, обеспечивающих сопровождение лиц с ОВЗ в
образовательном процессе в рамках реализации инклюзивного образования в соответствии с
действующим законодательством;
- взаимодействует в рамках своей компетентности с учреждениями здравоохранения,
социальной защиты, культуры по вопросам обучения и сопровождения лиц с ОВЗ и их семей;
- осуществляет контроль за освоением образовательных программ воспитанников с ОВЗ.
Психолого-медико-педагогический консилиум МБДОУ:
- осуществляет проведение обследования детей в возрасте от 2 до 7 лет в целях
своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии детей;
- готовит по результатам обследования заключения и рекомендации с указанием
специальных условий, которые необходимы по оказанию обучающимся с ОВЗ психологомедико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания; подтверждают или
изменяют ранее данные комиссией рекомендации.
II. Организация инклюзивного образования
2.1. Организация обучения детей с ОВЗ в МБДОУ осуществляется в соответствии с
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1014
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам дошкольного образования».
2.2. Воспитанники переходят на инклюзивное образование при наличии:
- заключения психолого-медико-педагогичкской комиссии (далее – ПМПК) о
подтверждении (установлении) статуса «ребенок с ограниченными возможностям здоровья»;
- справки медико-социальной экспертизы (далее МСЭ), подтверждающей статус
«ребенок-инвалид»;
- заявление родителей (законных представителей).
2.3. Организация инклюзивного образовательного процесса в МБДОУ осуществляется на
основании:
- данного Положения;
- образовательной программы учреждения, отражающей основные принципы и
содержание инклюзивного образования, а также имеющей соответствующий раздел по работе
с детьми с ОВЗ;
- заключения ПМПК;
- адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ;
- письменного согласия родителя (законного представителя) на получение его ребенком
образования по адаптированной программе;
- плана воспитательной работы МБДОУ, включающего в себя мероприятия,
направленные на воспитание у детей, педагогов и родителей гуманного отношения е детям с
ОВЗ (по формированию инклюзивной культуры);
- проведение мониторинговых исследований, опросов, анкетирования с целью изучения
общественного мнения по вопросам инклюзивного образования и др.
2.4. АОП разрабатывается группой педагогических работников и утверждается
педагогическим советом дошкольного образовательного учреждения. В АОП регулярно
вносятся изменения на основе данных о динамике ребенка. При изменении здоровья ребенка
возможны внесения изменений в АОП в соответствии с рекомендациями ПМПК и по
согласованию с родителям (законными представителями).
2.5. Контроль за своевременным проведением образовательной деятельности,
выполнением адаптированных образовательных программ осуществляет заместитель
заведующего по ВМР МБДОУ.
2.6. Этапы реализации инклюзивного образования:
Предварительный этап:
- предварительная оценка образовательных потребностей ребенка и запроса родителей;
сопровождение
специалистов,
осуществляющих
психолого-педагогическое
сопровождение ребенка с ОВЗ и (или) инвалид;
- заключение договора с родителями, и зачисление ребенка с ОВЗ и (или) ребенкаинвалида в образовательное учреждение
Диагностический:
- изучение результатов комплексного психолого-педагогического обследования.
Разработка адаптированной образовательной программы:
- проектирование необходимых структурных составляющих АОП: титульный лист,
пояснительная записка, содержание программы, основные требования к результатам
реализации АОП, система контрольно-измерительных материалов.
2.7. Посещение образовательной деятельности в дошкольном образовательном
учреждении и индивидуальных и (или) подгрупповых коррекционных занятий может быть
организовано как в образовательном учреждении, в котором обучается ребенок, так и через
сетевое взаимодействие с привлечением ресурсов иных организаций, что должно быть
отражено в адаптированной образовательной программе.
2.8. Отношения между МБДОУ и родителями (законным представителями)
регулируются договором, заключаемым в установленном порядке.
2.9. При поступлении в МБДОУ ребенка с ОВЗ и (или) ребенка-инвалида на
инклюзивное образование определяются условия и технология включения их в
функционирующую группу общеразвивающей направленности ДОУ (определяется
дозирование времени пребывания ребенка с ОВЗ в МБДОУ, планируются адаптационные и
интеграционные мероприятия). По мере адаптации к условиям группы время пребывания
ребенка с ОВЗ и (или) ребенка-инвалида увеличивается.
2.10. Содержание образовательного процесса в группе определяется основной
общеобразовательной
программой
МБДОУ
и
индивидуальной
адаптированной
образовательной программой ребенка с ОВЗ и (или) ребенка-инвалида составляемой с учетом
комплексной оценки ресурсов и дефицитов ребенка.
2.11. В рамках модели частичной интеграции оказание образовательных услуг ребенку с
ОВЗ или ребенку-инвалиду осуществляется по режиму и расписанию возрастной группы, в
режим вносятся дополнения с указанием условий и регламента проведения коррекционноразвивающих занятий специалистов с детьми данной категории. Режим дня и недели может
быть гибким.
2.12. В расписании непосредственно образовательной деятельности учитываются
занятия, предусмотренные индивидуальной адаптированной образовательной программой
ребенка с ОВЗ.
2.13. В случае невозможности полного усвоения программы из-за тяжести физических
нарушений, в соответствии с рекомендациями ПМПК, в коррекционной работе делается
акцент на формирование у ребенка социальных и практически-ориентированных навыков.
2.14. Технологии, методы, средства и формы работы с детьми с ОВЗ (в том числе с
инвалидностью) определяются специалистами исходя из особенностей психофизического
развития, индивидуальных возможностей, состояния здоровья детей и направлены на создание
позитивной атмосферы принятия и поддержки.
2.15. Педагог-психолог проводит коррекционно-развивающую работу в соответствии с
индивидуальной адаптированной образовательной программой ребенка с ОВЗ и (или)
инвалида осуществляет сопровождение ситуации включения с точки зрения эмоционального
благополучия всех воспитанников группы.
2.16. Дети с ОВЗ с согласия родителей (законных представителей) при необходимости
могут быть направлены в течение года на ПМПК, либо на консультации к специалистам
необходимого профиля.
2.1.7 С участниками интеграционных процессов (педагогами, специалистами,
родителями ребенка с ОВЗ и (или) инвалида и родителями нормального развивающихся детей
группы, воспитанниками функционирующей группы) проводится работа, направленная на
взаимное приятие и сплочение всех участников инклюзивного образовательного процесса,
достижение социально значимых результатов.
2.18. МБДОУ организует развивающую предметно-пространственную среду,
обеспечивающую необходимые условия в соответствии с особенностями детей с ОВЗ,
инвалидов.
2.19. Родители по мере необходимости участвуют в интеграционных мероприятиях.
2.20. МБДОУ оказывает родителям (законным представителям) ребенка с ВОЗ и (или)
инвалида мелодическую и консультативную помощь с целью повышения их психологической
и педагогической компетентности, способствует вовлечению родителей (законных
представителей) в образовательную, оздоровительную и интеграционную работы, формирует
у родителей (законных представителе) ответственность за развитие и восстановление здоровья
ребенка с ОВЗ.
2.21. МБДОУ осуществляет промежуточную и итоговую диагностику развития ребенка с
ОВЗ и (или) инвалида, мониторинг их социальной адаптации, формы и сроки которых
установлены основной общеобразовательной программой МБДОУ.
2.23. При выпуске из детского сада дети с ОВЗ направляются на ПМПК для определения
формы обучения в школе (общеобразовательной или специальной коррекционной).
2.24. При организации инклюзивного образовании МБДОУ должно взаимодействовать с
ПМПК, учреждениями здравоохранения, социальными партнерами (родительскими
организациями, общественными организациями, школой, учреждениями культуры и спорта и
др.), образовательными учреждениями и структурными подразделениями МБДОУ.
III. Финансовое обеспечение
3.1. Образовательные услуги детям с ОВЗ и (или) инвалидам предоставляются
бесплатно.
3.2. Дополнительные расходы, связанные с осуществлением воспитания и обучения
ребенка с ОВЗ и (или) инвалида не предусмотренные специальной образовательной
программой ребенка с ОВЗ, утвержденной МБДОУ, производятся за счет средств
общественных, благотворительных организаций и за счет других источников, не запрещенных
действующим законодательством.
IV. Участники образовательного процесса
4.1. Участники образовательного процесса: педагогические работники, родители и
воспитанники.
4.2. Родители (законные представители) имеют право:
- защищать законные права ребенка;
-обращаться для разрешения конфликтных ситуаций к администрации МБДОУ.
Воспитанник имеет право:
- на уважение человеческого достоинства;
- на моральное поощрение за успехи.
4.4. Педагогический работник имеет права, предусмотренные федеральным законом «Об
образовании Российской Федерации».
V. Порядок управления
Заведующий МБДОУ осуществляет общее руководство воспитанием и обучением детей
с ОВЗ и (или) инвалидов; координирует деятельность работников МБДОУ и специалистов
системы здравоохранения на основании заключаемого договора; осуществляет
систематический контроль эффективности работы.
Старшие воспитатели МБДОУ осуществляет руководство и контроль за воспитанием и
обучением детей с ОВЗ и (или) инвалидов; координирует деятельность педагогического
коллектива МБДОУ; осуществляет систематический контроль эффективности работы.