Управление образованием Асбестовского городского округа
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Малыш» Асбестовского городского округа
( «Детский сад «Малыш»)
СОГЛАСОВАНЫ
Общим собранием работников
(протокол от 09.01.2023 г. № 1)
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом от 09.01.2023 г. № 3/4- о/д
«Об утверждении Положения о
самообследовани»
ПОЛОЖЕНИЕ О САМООБСЛЕДОВАНИИ
1.Общие положения
1.1. Настоящее Положение о порядке проведения самообследования государственного
бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский
сад «Малыш»
Асбестовского городского округа (далее - Положение) устанавливает порядок подготовки
и организацию проведения самообследования дошкольным образовательным
учреждением.
1.2. Положение разработано в соответствии с требованиями:
✓ Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
✓ Порядка проведения самообследования образовательной организацией, утверждённого
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г.
№ 462 (с изменениями, внесенными: приказом Минобрнауки России от 14 декабря 2017
года N 1218);
✓ Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.12.2013г.
№1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации,
подлежащей самообследованию» (с изменениями на 15.02.2017).
1.3 Самообследование представляет собой оценку образовательной деятельности, оценку
системы управления организации, оценку содержания и качества образовательной
деятельности, оценку сформированности предпосылок к учебной деятельности у
выпускников детского сада, оценку качества кадрового обеспечения, оценку библиотечноинформационного обеспечения, оценку материально-технической базы, оценку
функционирования внутренней системы оценки качества образования.
2. Цель и задачи самообследования
2.1 Цель самообследования: обеспечение доступности и открытости информации о
деятельности организации в области дошкольного и дополнительного образования, а
также подготовка отчета о результатах самообследования (далее - отчет).
2.2 Задачи самообследования:
✓постоянный сбор информации об объектах самообследования в формате лонгитюдного
исследования;
✓систематизация аналитического и диагностического материала, изучение показателей
деятельности;
✓ анализ показателей деятельности организации, подлежащей самообследованию;
✓изучение объекта по одним и тем же критериям и показателям с целью отслеживания
динамики показателей;
✓своевременное выявление изменений в образовательной деятельности ОУ;
✓разработка необходимых коррекционных мер по улучшению системы управления
образовательной организации;
2
✓координация деятельности всех участников образовательного процесса по повышению
качества образования в детском саду «Малыш»
3. Регламент проведения самообследования
3.1 Самообследование проводится дошкольной образовательной организацией ежегодно.
3.2 Процедура самообследования включает в себя следующие этапы:
3.2.1 планирование и подготовку работ по самообследованию организации:
➢ издается приказ о сроках, формах проведения самообследования и составе рабочей
группы по проведению самообследования;
➢ формируется рабочая группа по его проведению;
➢ проводится совещание с членами рабочей группы, на котором за каждым членом
рабочей группы закрепляются основные направления работы, уточняются вопросы,
подлежащие изучению и оценке в ходе самообследования;
➢ устанавливается порядок взаимодействия между членами рабочей группы и
сотрудниками образовательной организации в ходе самообследования;
➢ назначается лицо из числа членов рабочей группы, которое обеспечивает координацию
работы по направлениям самообследования, способствует оперативному решению
вопросов, возникающих у членов группы при проведении самообследования;
➢ назначается ответственное лицо за свод и оформление результатов самообследования
организации в виде отчета;
➢ составляется план рабочей группы по проведению самообследования.
3.2.2 организацию и проведение самообследования в организации (деятельность рабочей
группы по проведению самообследования в соответствии с утвержденным планом
проведения самообследования);
3.2.3 обобщение полученных результатов рабочей группой по проведению
самообследования и на их основе формирование отчета;
При проведении самообследования дается развернутая характеристика и оценка
включенных в план самообследования направлений и вопросов. На этом этапе
осуществляется: ➢ сбор информации: тестирование, анкетирование, собеседование,
заполнение таблиц; ➢ обработка и систематизация информации; ➢ анализ полученных
данных, определение их соответствия образовательным целям и требованиям стандарта;
➢ обсуждение результатов самооценки; ➢ выявление и формулирование проблем; ➢
корректировка целей и задач улучшения качества, деятельности образовательной
организации, которые будут учтены при планировании работы на следующий учебный
год; ➢ подготовка текста отчета.
3.2.4 рассмотрение отчета Советом детского сада Образовательного учреждения, с
последующим утверждением Общим собранием работников Образовательного
учреждения. На этом этапе происходит утверждение отчета в статусе официального
документа на заседании Общего собрания работников Образовательного учреждения.
3.3 Сроки самообследования: с 10 января по 15 апреля года, следующего за отчетным
периодом.
3.4 Форма проведения самообследования: комплексный динамический анализ результатов
мониторинга, статистических документов.
3.5 Результаты самообследования организации оформляются в виде отчета, включающего
аналитическую часть и результаты анализа показателей деятельности организации,
подлежащей самообследованию.
3.6 Отчетным периодом является предшествующий самообследованию календарный год.
3.7 Отчет подписывается руководителем организации и заверяется ее печатью.
3.8 Размещение отчетов организаций в информационно-телекоммуникационных сетях, в
том числе на официальном сайте организации в сети "Интернет", и направление его
учредителю осуществляются не позднее 20 апреля текущего года.
4. Состав лиц, привлекаемых для проведения самообследования.
3
4.1 Для проведения самообследования создается рабочая группа.
4.2 Председателем рабочей группы является заведующий образовательной организации.
4.2 Членами рабочей группы являются: ✓старший воспитатель; ✓ заместитель
заведующего по АХЧ / ✓ педагоги и специалисты Образовательной организации.
5. Критерии и подкритерии самообследования
В процессе самообследования проводится анализ по следующим критериям и
подкритериям:
5.1 оценка организации образовательной деятельности
5.1.1 оценка качества реализуемых образовательных программ дошкольного образования
(основных образовательных программ ДО; адаптированная основная образовательная
программа ДО для детей с ОВЗ); - информация о реализуемых образовательных
программах (с указанием реквизитов программ и контингента обучающихся по каждой
образовательной программе), о введении новых образовательных программ в отчетном
году с учетом интересов потребителей образовательных услуг; - своевременная
актуализация содержания образовательных программ дошкольного образования; результаты внешнего аудита качества реализуемых образовательных программ
дошкольного образования (при наличии).
5.1.2
оценка
качества
реализуемых
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программ; - своевременная актуализация содержания дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ; - результаты внешнего аудита
качества реализуемых дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ
(при
наличии);
наличие
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ.
5.1.3 оценка инновационной деятельности образовательной организации (реквизиты
подтверждающих документов, результаты работы в отчетном году), при наличии данного
вида деятельности.
5.1.4 оценка индивидуализация обучения; - наличие локальных нормативных актов
(положения об учете индивидуальных образовательных результатов, положение о
мониторинге); - описание индивидуализации образования в образовательной программе
дошкольного образования; - реализация индивидуальных образовательных маршрутов (с
какими категориями, какой процент обучающихся имеют индивидуальные
образовательные маршруты).
5.1.5 оценка сетевой формы реализации образовательных программ; - перечисление
сетевых партнеров, реализующих образовательные программы дошкольного образования,
дополнительного образования (реквизиты подтверждающих документов, результаты
работы в отчетном году);
5.1.6 оценка возможностей дистанционного обучения; - наличие локальных нормативных
актов, регламентирующих дистанционное обучение; - описание дистанционного обучения
в реализуемых образовательных программах; - использование российских социальных
сетей и мессенджеров для организации дистанционного педагогического сопровождения
реализации образовательных программ; - ведение раздела/страницы, посвященной
дистанционному образованию на официальном сайте образовательной организации; количество публикаций в отчетном году.
5.1.7 Оценка выполнение задач по образовательной деятельности, поставленных при
предыдущем самообследовании образовательной организации.
5.2 оценка системы управления организации
5.2.1 Планирование и организация работы в группе. - наличие локальных нормативных
актов, регламентирующих планирование работы в группах; - контроль за рабочими
программами, включая календарный план воспитательной работы; - контроль за
4
календарным планированием в группах (соблюдение регламента, соответствие
календарного планирования реализуемой рабочей программе и образовательной
программе дошкольного образования).
5.2.2 Взаимоотношения и взаимодействие в группе. - наличие аргументированных
обращений в комиссию по урегулированию конфликтов между участниками
образовательных отношений (количество обращений, управленческие решения, принятые
по итогам рассмотрения обращений); - проведение исследований (социометрических),
принятие управленческих решений по итогам данных исследований; - наличие описания
особенностей взаимодействия с разными субъектами образовательных отношений в
реализуемых образовательных программах, в том числе в рабочей программе воспитания;
- проведение исследований стиля взаимодействия в группах, использование
недирективных практик педагогами, принятие управленческих решений по итогам данных
исследований; - внешний аудит стиля взаимодействия педагогов с обучающимися
(результаты МКДО, результаты оценки экспертов открытых мероприятий).
5.2.3 Мониторинг, измерения, анализ в группе. - наличие локальных нормативных актов,
регламентирующих проведение мониторинга в образовательной организации; - описание
системы мониторинга в образовательной программе; - описание системы мониторинга в
положении о внутренней системе оценки качества дошкольного образования.
5.2.4 Совершенствование образовательной деятельности в группе - управленческие
решения, принятые по итогам мониторинга отчетного года; - управленческие решения,
выполненные по итогам мониторинга года предыдущего перед отчетным.
5.2.5 Документирование образовательной деятельности дошкольной образовательной
организации. - наличие локальных нормативных актов, регламентирующих
документооборот дошкольной образовательной организации (наименование, реквизиты,
публикация документа на официальном сайте образовательной организации); - ведение
электронного документооборота на отечественном программном обеспечении; - ведение
базы знаний образовательной организации (наличие регламента работы, организация
архивов, медиатек в соответствии с действующими нормативными документами по
информационной безопасности); - соблюдение гостов по документообороту и архивному
делу.
5.2.6 Управление взаимоотношениями ДОО с партнерами и другими заинтересованными
лицами. - наличии информации о партнерах в реализуемых образовательных программах
дошкольного образования, в том числе в рабочей программе воспитания; - ведение
реестра договоров о сотрудничестве; - наличие реестра заключенных контрактов на
bus.gov.ru
5.2.7 Управление персоналом ДОО. - использование внешнего аудита (измерение уровня
удовлетворенности администрацией качеством труда персонала; мотивированности
персонала; самооценка сотрудников, авторитетности администрации (опрос референтной
группы сотрудников по показателям)); - коэффициент текучести персонала и его
динамика; - уровень конфликтности персонала (количество обращений в комиссию по
урегулированию отношений, динамика показателя); - количество зафиксированных жалоб
сотрудников администрации, учредителю; - наличие программ повышения квалификации,
в том числе внутрикорпоративного обучения; - затраты на повышение квалификации в
расчете на 1 работника, включая динамику показателя по сравнению с предыдущим годом
исследования.
5.2.8 Программа развития ДОО - выбранные организацией проекты; - отчет о
мероприятиях, по проектам программы развития в соответствии с показателями
эффективности реализации проекта, заявленными в программе развития; - процент
реализации проекта в отчетным году по плану заявленных мероприятий проекта.
5.2.9 Планирование и управление организационными процессами образовательной
организации (образовательные ориентиры (основные стратегические направления,
5
концепции развития, модель выпускника), план работы образовательной организации на
год, контрольные мероприятия в образовательной организации).
5.2.10 Результаты контрольно-надзорной деятельности - количество подтвержденных
жалоб в отчетном году, управленческие решения, принятые по итогам рассмотрения
жалоб, - количество предписаний годов, предшествующих отчетному, срок исполнения
мер, по которым истекал в отчетном году, - наличие отчетов об исполнении предписаний;
количество предписаний, полученных в отчетном году, - % исполнения предписаний
предыдущих лет (при наличии предписаний); - % исполнения предписаний текущего года
(при наличии предписаний) - количество нарушений, выявленные при проведения
адресных проверок, в том числе актов прокурорского реагирования; - управленческие
решения, принятые по итогам проверок в отчетном году.
5.2.10 Открытость деятельности - актуальность локальных нормативных актов,
регламентирующих деятельность официального сайта образовательной организации; результаты проверок и мониторингов официального сайта и портала bus.gov.ru; управленческие решения, принятые при наличии замечаний или выявленных нарушениях
функционирования официального сайта и раздела организации на портале bus.gov.ru; соблюдение требований к срокам публикации самообследования и публичного доклада.
5.2.11 Выводы и рекомендации по разделу: насколько существующая система управления
образовательной организацией способствует достижению поставленных целей и задач,
запросам участников образовательных отношений, реализации компетенций
образовательной организации, закрепленных в ст. 26 и ст. 28 Федерального закона № 273ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», перечень действий по
устранению выявленных проблем и несоответствий.
5.3 оценка содержания и качества образовательной деятельности
5.3.1 удовлетворенность детей - средний срок адаптации в образовательной организации в
группах раннего возраста, в младших группах; - проведение психологических
проективных исследований удовлетворенности детей; - результаты рекрининговых
исследований выпускников; 5.3.2 управленческие решения, принятые на основе
исследований удовлетворенности детей.
5.3.3 оценка организации образовательной деятельности - актуальность локальных
нормативных актов, регламентирующих организацию образовательной деятельности
(учебный план, учебный календарный график, расписание образовательной деятельности,
режимы и пр.); - среднегодовая посещаемость в детоднях на одного ребенка по
возрастным группам и видам групп; - организация образования детей с ОВЗ в группе
(реализация образовательных программ, адаптированных для детей с ОВЗ); - инклюзия в
группе: А) реализация индивидуальных образовательных маршрутов для детейинвалидов; реализация индивидуальных учебных планов, Б) реализация индивидуальных
образовательных маршрутов, владение педагогами методикой преподавания русского
языка как иностранного; В) реализация индивидуальных образовательных маршрутов,
владение педагогами методиками работы с детьми-билингвами; Г) наличие социальнонеблагополучных семей (разработка социального паспорта образовательной организации,
взаимодействие с социальными организациями города) - специальная работа с детьми с
ОВЗ: реализация индивидуальных образовательных маршрутов для детей-инвалидов,
являющихся детьми ОВЗ; реализация индивидуальных учебных планов, реализация
адаптированных индивидуальных программ реабилитации/абилитации; коррекционная
работа с детьми ОВЗ (наличие описание работы в реализуемых образовательных
программах); - работа с детьми-инвалидами (реализация адаптированных
индивидуальных программ реабилитации/абилитации; доступность образовательной
среды, управленческие решения, принятые в отчетном году для повышения доступности
образовательной среды); - обеспечение здоровья (наличие локальных нормативных актов
по здоровьесбережению, работа службы здоровья, реализация программ /планов по
6
здоровьесбережению). - управленческие решения, принятые на основе исследований
организации учебного процесса.
5.4 оценка сформированности предпосылок к учебной деятельности у выпускников
детского сада
5.4.1 мониторинг образовательных траекторий выпускников
5.4.2 взаимодействие и получение обратной связи от ключевых образовательных
учреждений, в которые поступают выпускники детского сада; наличие действующего
договора о сотрудничестве с образовательными организациями и планов совместной
работы за отчетный год. Проведение совместных рекрининговых исследований, в том
числе результативность выпускников в исследованиях функциональной грамотности.
5.4.3 Удовлетворенность родителей. Анализ имиджа учреждения в социальных сетях,
поисковиках, на сайтах отзывов. Управленческие решения, принятые по итогам анализа
имиджа. Учет обращений родителей (законных представителей). Управленческие
решения, принятые по итогам обращений родителей. Рейтинг востребованности
организации (число родителей, выбирающих организацию, по отношению к числу
вакантных мест в образовательной организации). Рекрининговое исследование
удовлетворенности родителей. Управленческие решения на основе оценки
востребованности выпускников.
5.5 оценка качества кадрового обеспечения
5.5.1 обеспеченность дошкольной образовательной организации педагогическими
кадрами (динамика педагогических вакансий в образовательной организации);
5.5.2 обеспеченность педагогов методической поддержкой (наличие локальных
нормативных актов, регламентирующих методическую поддержку)
5.5.3 обеспеченность дошкольной образовательной организации специалистами
(музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог,
учитель-логопед и другие специалисты)
5.5.4 обеспеченность дошкольной образовательной организации кадрами младшего
обслуживающего персонала (динамика вакансий младшего обслуживающего персонала,
соответствие образования младшего обслуживающего персонала требованиям
действующего законодательства);
5.5.5 кадровое обеспечение реализации административных, учебно-вспомогательных и
хозяйственно-бытовых функций в ДОО (занятость ставок);
5.5.6 квалификационные категории педагогов (% педагогов с высшими
квалификационными категориями, % педагогов с первой квалификационной категорией;
% педагогов, не имеющих квалификационных категорий);
5.5.7 уровень образования педагогов (% педагогов с высшим образованием; % педагогов
со средним специальным образованием; % педагогов, являющихся студентами
педагогических вузов);
5.5.8 повышение квалификации педагогических работников (наличие планов повышения
квалификации в отчетном году, % выполнения плана повышения квалификации);
5.5.9 участие в работе профессиональных сообществ (% педагогов, участвующих в
творческих группах и методических объединениях; динамика участия педагогов в
творческих группах и объединениях);
5.5.10 награды педагогических работников
5.5.11 рабочая нагрузка педагога (размер группы и соотношение между количеством
воспитанников и количеством педагогов);
5.5.12 система оплаты труда педагогов (разработан локальный нормативный акт,
регламентирующий систему оплаты труда; локальный нормативный соответствует
требованиям действующего законодательства (по итогам внешней экспертизы).
7
5.5.13 кадровое обеспечение руководящего состава (достижения руководителей,
повышение квалификации руководителей, награды руководителей).
5.5.14 Управленческие решения на основе оценки качества кадрового обеспечения.
5.6. оценка учебно-методического обеспечения
5.6.1 программно-методическое обеспечение (учебно-методические комплекты, учебнометодические комплексы);
5.6.2 учебное оборудование, пособия, модели, натуральные объекты (атласы, альбомы,
гербарии, гимнастические снаряды, глобусы, демонстрационные комплекты,
демонстрационные приборы, дидактические раздаточный материал, карты, коллекции,
комнатные растения, комплекты (для моделирования, моделей, муляжей, оборудования,
образцов материалов, плакатов, портретов), комплект схем, таблиц, фотографий,
конструкторы, лабораторный комплекты, макеты, манекены, модели (барельефные,
действующие, объемные, рельефные), музыкальные инструменты, муляжи, наборы
(демонстрационные, наборы деталей, муляжей, ролевых игр, игрушек и конструкторов),
настольные развивающие игры, плакаты, портреты, приборы (для изучения, для
наблюдения, измерительные), раздаточные материалы, репродукции, садовое
оборудование, спортивные снаряды, схемы, таблицы, учебные пособия и др.).
5.6.3 Управленческие решения на основе оценки учебно-методического обеспечения.
5.7 оценка библиотечно-информационного обеспечения
5.7.1 учебная и учебно-методическая литература (учебник, учебное пособие, рабочая
тетрадь, книга, пособия для педагога, методические пособия, периодические издания);
5.7.2 официальные, периодические, справочно-библиографические издания и научная
литература (официальное издание, научное периодическое издание, энциклопедии
(энциклопедические словари), отраслевые словари (справочники), научная литература);
5.7.3 детская художественная литература;
5.7.4 информационные технологии в образовательной организации (операционные
системы, антивирусные программы, офисные приложения, обучающие программы).
5.7.5 Управленческие решения на основе оценки библиотечноинформационного
обеспечения.
5.8 оценка материально-технической базы
5.8.1 Обеспеченность образовательной организации помещениями для организации
дополнительных видов деятельности воспитанников (при наличии лицензии на
дополнительное образование детей и взрослых и в случае организации таких видов
деятельности);
5.8.2 Обеспеченность образовательной организации помещениями для организации
физкультурно-спортивной деятельности (наличие физкультурного зала, соответствие
действующим требованиям);
5.8.3 Обеспеченность образовательной организации помещениями для организации
музыкальной деятельности (наличие музыкального зала, соответствие действующим
требованиям);
5.8.4 Обеспеченность образовательной организации прогулочными площадками;
5.8.5
Обеспеченность
образовательной
организации
объектами
спортивной
инфраструктуры;
5.8.6 Обеспеченность образовательной организации специализированными кабинетами
(кабинеты учителей-логопедов, педагогов-психологов, и пр., кроме кабинетов
дополнительного образования);
5.8.7 Обеспеченность образовательной организации компьютерами и электронными
средствами (видео оборудование, звуковое оборудование, компьютеры, системы хранения
8
данных, оборудование для видеонаблюдения, оборудование для контроля и управления
доступом, гаджеты).
5.8.8 Обеспеченность образовательной организации презентационным оборудованием
(интерактивные доски, мультимедиа проекторы, интерактивный стол, интерактивная
панель).
5.8.9 Результаты контрольно-надзорной деятельности - отсутствие замечаний со стороны
надзорных органов.
5.8.10 Безопасность условий образовательной среды.
5.8.11 Антитеррористическая безопасность образовательной среды.
5.8.12 Выводы и рекомендации по разделу. Анализ соответствия инфраструктуры
образовательной организации требованиям, зафиксированным в федеральном
государственном образовательном стандарте с указанием способов достижения
запланированных показателей (проведение ремонта в отчетный период). Определить
позитивные и негативные моменты в материально-техническом оснащении
образовательного процесса. Сформулировать меры по обеспечению развития
материально-технической базы, созданию безбарьерной среды, определить задачи на
следующий год.
5.9 оценка функционирования внутренней системы оценки качества образования
5.9.1 наличие положения о внутренней системе оценки качества (реквизиты локального
нормативного акта, правовое основание,
5.9.2 наличие критериев внутренней системы оценки качества
5.9.3 выделение индивидуальных для организации показателей оценки качества
5.9.4 наличие плана работы по оценке качества
5.9.5 выполнение плана работы по оценке качества в отчетном году
5.9.6 результаты оценочной деятельности в отчетном году
5.9.7 публичность аналитической деятельности (информация о соблюдении сроков и
местах публикации самообследования и публичного доклада в отчетном году);
5.9.8 совершенствование качества работы в дошкольной образовательной организации
(информация об управленческих решениях, принятых на основании внутренней оценки
качества образовательной организации).
5.9.9 Анализ соответствия внутренней системы оценки качества образования требованиям
действующего законодательства.
5.9.10 Анализ показателей деятельности организации, подлежащей самообследованию,
устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере образования.
Принято на Общем собрании работников
протокол от 09.01.2023 г. № 1